В Москве сегодня функционирует 560 общежитий. Эти здания в основном были построены до 60-х годов прошлого века. Тогда городу нужна была рабочая сила, поэтому столичные власти привлекали жителей других регионов возможностью жить и трудиться в Москве. Через несколько лет таким работникам обещали постоянную прописку и собственное жилье.
Но повезло далеко не всем: с развалом Советского Союза этот процесс остановился, а общежития вопреки существовавшим законам перешли в частные руки вместе с построившими их заводами. Затем многие предприятия закрылись, а ставшие «беспризорными» общаги изрядно обветшали.
Собственникам было невыгодно вкладывать деньги в неликвидное помещение, а власти на это повлиять никак не могли. Все, что смогла сделать московская администрация — взять часть общежитий на баланс. Однако большинство из них так и осталось в подвешенном состоянии. При этом закон запрещает собственникам зданий расторгать с жильцами договоры пользования помещениями.
Новый владелец ряда московских общежитий — ООО «Пионер Финанс» — решил сделать капитальный ремонт купленных зданий. Для этого компания предложила их жителям альтернативную жилплощадь.
Из провинции — в общежитие
В Москву я приехала в 2010 году из Мордовии. В столице выше зарплаты и больше работы — это очевидно. Здесь познакомилась с будущим мужем, мы сыграли свадьбу и стали вместе жить.
Муж приехал в Москву совсем юнцом — в 1995 году. Сначала закончил тут училище, потом пошел в армию, а после устроился на работу. Ему тогда дали комнату в мужском общежитии на Аминьевском шоссе. В итоге он уже давно работает в другом месте, а комната осталась. Ну и общежитие, конечно, из мужского превратилось в семейное.
Вопрос о переезде куда-то перед нами даже не стоял: снимать квартиру в Москве очень дорого — на это нужно 30–40 тыс. рублей. Эти деньги лучше потратить на что-нибудь другое.
Свое, но чужое: как живется в общаге
Жизнь в общежитии нас не сильно смущает — у нас отдельная комната, а места общего пользования… тут главное понимать, что ты не один, и уважительно относиться друг к другу. Тогда и конфликтов никаких не будет.
А в остальном — всё как в обычной квартире. За воду, электричество и прочие коммунальные услуги мы получали такие же квитанции, как и все.
Но один серьезный минус у нашего общежития все-таки был — там были прописаны только мужчины, которые изначально получали комнаты. А их родственники, даже близкие, оформить регистрацию не могли.
Бывали ситуации, когда семья жила в комнате лет двадцать, потом муж умирал — и все. Жена и дети больше не могли оставаться там, им приходилось искать новое жилье.
Да и комнатка у нас была небольшая — 13 «квадратов». Нам с мужем этого, в принципе, хватало, но все-таки хотелось жить немного просторнее.
Переезд: все за и против
У нашего общежития часто менялся собственник. Мы с мужем как-то не обращали на это внимания: ну меняются они — и пусть меняются. Но когда компания «Пионер Финанс» предложила нам переехать в другое общежитие на Гурьянова, мы задумались.
С одной стороны мы видели, что предлагают лучшие условия, но с другой — боялись, а вдруг обманут? И я решила проконсультироваться со знакомой юристкой, которая проверила компанию и сказала мне, что она «чистая», все документы в порядке.
И мы с мужем подумали: «А что мы теряем?» Минусов у переезда нет, а вот плюсов очень много.
Собственник обещал прописку всем членам семьи и даже дальним родственникам. Это удобно, ведь в моем случае уйти на пенсию по московской и по мордовской прописке — это большая разница.
Когда мы согласились, собственник предложил нам самим выбрать себе комнату. Мы поехали в новое общежитие, походили по этажам, посмотрели.
Раньше мы жили на девятом этаже, и хотелось перебраться пониже. В итоге выбрали пятый. Нам понравилась комната: по квадратам она больше нашей — 18 квадратов. При этом за увеличение площади мы ничего не доплачивали. Для нас это был еще один большой плюс.
Условия сделки
Все связанные со сделкой вопросы мы решали с юристом ООО «Пионер Финанс». Нам сразу сказали, что компания возьмет на себя все правовые моменты. Это удобно — ты как житель просто берешь и переезжаешь.
Мы прописались в новой комнате еще до переезда, что только укрепило нашу веру в чистоту сделки.
В старом общежитии муж занимал комнату на праве бессрочного безвозмездного пользования. На этих же условиях мы переехали в новое общежитие, то есть мы можем жить здесь столько, сколько захотим. Причем теперь это распространяется на всех, кто прописан в комнате.
Но были в нашем общежитии и люди, которым повезло еще больше. Это те, кто сумел приватизировать комнаты. Им новое равнозначное жилье передали в собственность по договору дарения.
Переезд за день
Точное время переезда мы согласовали с юристом «Пионер Финанс». Конечно, за столько лет у нас появилось много вещей и мебели. В нужное время к нам бесплатно приехала ГАЗель, нам помогли погрузить вещи и перевезли их в новое общежитие. За один день мы все расставили, обустроились. Здорово, что Новый год встретим в новом жилье.
Комнаты сразу шли с ремонтом, поэтому нам ничего не надо было делать. Тут все чисто и красиво.
В старом общежитии у нас, конечно, остались знакомые, которые не решились на переезд. Они звонили, спрашивали, как тут, все ли хорошо с пропиской. Интересовались и те, кто уже надумал переезжать, спрашивали совета, уточняли, как у нас все прошло.
Планы на будущее
По условиям договора, если есть возможность, комнату у компании можно выкупить. «Пионер Финанс» предлагает сделать это по 70 тыс. рублей за «квадрат». Для Москвы это очень дешево. Мы сейчас рассматриваем такой вариант. Может, получится подкопить денег и обзавестись своей собственной недвижимостью.
Пожив немного на новом месте, мы поняли, что не зря все это затеяли. Помимо явной выгоды — отремонтированной комнаты большей площади и прописки для всех членов семьи — мы оценили само расположение общежития. С Гурьянова нам ближе добираться до работы, и на дорогу уходит меньше времени.
Район тоже ничего — тихий, спальный. Здесь намного спокойнее, чем на Аминьевском шоссе: меньше шума от транспорта, вокруг садики, если дети есть — очень удобно. Можно спокойно гулять вечером на улице. Конечно, поживем — увидим, но пока нам тут нравится.